Как правильно формировать команду для онлайн-школы: инструкция для экспертов и продюсеров?
Лучше всего собирать команду постепенно, последовательно от самых ключевых специалистов до масштабирования.
Из моего опыта запуска онлайн-школ я вижу, что одна из самых частых ошибок - попытка набрать «идеальный полный штат» ещё до старта. Это отнимает и время, и деньги, а результата может и не дать.

Время лучше вкладывать на выстраивание рабочих процессов по запуску проекта.

Тем более что бюджет, рассчитанный на рекламу вебинара, курса может уйти на зарплаты излишне большой команды. Что тоже не очень хорошо для запуска.
# С кем стартовать: ключевые роли на старте
Для первого запуска достаточно 2-3х специалистов:

1. Эксперт - отвечает за контент, запись уроков, ведение студентов
1. Продюсер - отвечает за стратегию запуска, организацию продаж

Вот здесь остановимся и проясним, что оба могут быть главными либо являются наёмными специалистами, партнёрами.

Эксперт может работать один без продюсера, если обладает достаточным уровнем знаний для запуска или мотивирован вовлекаться в рабочие процессы, готов сам всё изучить и организовать запуск. Тогда эксперт - главный в команде.

При этом продюсер может также быть главным, если спонсирует эксперта бюджетом и берёт его под своё крыло: полная организация всего процесса, с эксперта - только контент.

Поэтому оба варианта находятся под цифрой 1. Всё зависит от того, кто кого нанял, как эксперт и продюсер между собой договорились: 20 на 80, 50 на 50 или фикс.оплата.

2. Технический специалист (иногда называется Администратор онлайн-школы)

Техспец, техадмин, технарь, админ школы - все плюс-минус про одну и ту же должность.

Отвечает за реализацию технических задач, за настройки сервисов, за создание сайтов и автоматизацию процессов.

Итого: нужны 2-3 человека (главный/главные + техспец)
 — для первого-второго запуска
 — если онлайн-школа маленькая, бюджет небольшой
 — либо когда эксперт-блогер, есть аудитория, умеет продавать

В моём проекте PROадмин обучаются тех.специалисты, которые могут помочь с настройками, ежемесячным сопровождением, с организацией запуска: https://school.ksenkaproadmin.ru/forms - здесь можно оставить вакансию бесплатно.
# Базовые роли для поддержания проекта
1. Эксперт / Продюсер
2. Тех.специалист
3. Бухгалтер (квартальные отчеты) / Юрист (по разовым задачам) - бухгалтер может быть на аутсорсе, сдавать отчёты, проверять платежи, декларации; а юрист работать над документами для школы, над возвратами.
4. Таргетолог - отвечает за привлечение клиентов, настройку рекламы
5. Куратор (по необходимости 1-2) - отвечает за сопровождение учеников во время обучения
6. Менеджеры по продажам (можно хотя бы одного) - отвечает за продажи продукта клиентам, за помощь клиентам с вопросами по продукту

Задача базового состава: поддерживать жизнь проекта, найти работающие модели запуска, выйти на стабильный поток прибыли, перейти на увеличение и удержаться.

«А если у меня нет бюджета на команду?»
В этом случае начинать можно с одного-двух специалистов, а часть задач взять на себя. Главное - не пытаться делать всё идеально с первого дня.

Далее я покажу пополнение этого списка. Нумерация в списке не всегда означает важность и значимость специалиста в команде, всё зависит:
 — от поставленных задач и целей в проекте
 — от проблем, которые нужно решить
 — от выделенного бюджета на оплату специалистов
# Следующий уровень: кого добавить в проект
1. Эксперт / Продюсер
2. Тех.специалист
3. Бухгалтер (квартальные отчеты) / Юрист (по разовым задачам)
4. Таргетологи
5. Кураторы
6. Менеджеры по продажам
7. Smm-специалист / Контент-менеджер - оба отвечают за контент, smm - за продвижение бренда, продуктов или услуг в социальных сетях, контент-менеджер занимается наполнением и обновлением содержимого сайтов, соцсетей, интернет-магазинов, маркетплейсов и каналов
8. Копирайтер - отвечает за создание текстов для постов, писем
9. Дизайнер (можно по разовым задачам) - отвечает за визуальную часть
10. Менеджеры службы заботы - отвечает за помощь клиентам по тех.вопросам, по учебным вопросам

Задача среднего состава: делать больше, увеличивать прибыль, стремление к масштабированию, внедрение новых способов рекламы.

Средний состав может быть и иным: вместо smm-специалиста нужнее может оказаться руководитель отдела продаж, вместо менеджеров заботы эффективнее внедрить проджекта или маркетолога.

То есть сам состав у разных проектов будет отличаться, меняться, пополняться и уменьшаться, но плюс-минус держаться середины.
# Полная структура команды онлайн-школы
На этом этапе онлайн-школа переходит в полноценный бизнес, команда усиливается разными специалистами.

1. Эксперт / Продюсер
2. Тех.специалисты
3. Бухгалтер (квартальные отчеты) / Юрист (по разовым задачам)
4. Таргетологи (разные специалисты по настройке рекламы: яндекс-директ, соц.сети, телеграм-адс, авито и т.д.)
5. Кураторы (отдел кураторов во главе со старшим)
6. Менеджеры по продажам (может быть от 20 менеджеров и более)
7. Smm-специалист / Контент-менеджер
8. Копирайтер
9. Дизайнер (по разовым задачам)
10. Менеджеры службы заботы
11. Руководитель отдела продаж (отделов может 1-2) - контролирует менеджеров ОП, отвечает за план продаж
12. Проджект - отвечает за проект, за организацию и выполнение всех задач по запуску
13. Тех.директор - отвечает за отдел тех.спецов, за тех.задачи и внедрение идей по оптимизации и автоматизации
14. Маркетолог / Email-маркетолог - исследует рынок, отвечает за продвижение и стратегии
15. Методолог (по необходимости для улучшения курсов или составления новых) - отвечает за организацию структуры курсов, за наполняемость и доведение учеников до результата последовательно
16. SEO-специалист - отвечает за улучшение видимости сайта в органической выдаче поисковых систем
17. Отдел возвратов - работает с проблемными ситуациями
- и другие профильные специалисты.
Почему важно соблюдать порядок набора
Если собрать слишком большую команду на старте и первых запусках:

- финансы закончатся очень быстро

- без готовности всех контролировать на первом этапе и организовать сам процесс работы разных отделов = может возникнуть хаос и имитация бурной деятельности, что опять же приведёт к сливу денег

- нанять просто так быстро 10+ специалистов не так уже и легко, если вы хотите, чтобы они были подобраны под ваши требования и условия, обладали нужными навыками и могли справиться с поставленными задачами

- не все специалисты в реальности нужны онлайн-школам: если у вас проект слабенький, бюджета на рекламу нет, основных базовых специалистов не взяли, но уже хотите назначить проджекта или маркетолога = не даст ничего, кроме потери времени и денег на их зарплату.

- руководящие специалисты (проджекты, РОПы, тех.директора, операционный директор) - это НЕ волшебная таблетка, они не смогут из затухающего проекта сотворить конвейер денег, к их найму нужно подходить в подходящее для этого время и когда есть реальная нужда в них.

- вы буквально не будете понимать, что присходит внутри проекта, кто чем занят, если команда станет большой слишком быстро = потеря контроля над своим же проектом.
Оптимальный путь: постепенно, последовательно, всегда опираться на нужду, на цели и задачи, и обязательно на наличие трудовых денег.
Минимум: эксперт + продюсер + техспец = это золотой базовый состав, который может справиться с задачами как на первых порах, так и на длительной дистанции.

Команда должна расти вместе с проектом. Ни в коем случае не стоит застревать на золотом составе, так как время - важный ресурс. Правильно подобранные специалисты высвободят время на более важные задачи, что приведёт к масштабу. Важно учиться делегировать то, что не даёт расти, не относится к вашей компетенции и отнимает время.

Тех.специалист также не рабочий осьминог - не должен и не обязан быть всеми специалистами одновременно. Его ресурсы ограничены, ему нужна помощь, ему нужны задачи, нужен контроль сверху, время на отдых, хорошая финансовая мотивация и возможности для роста.

В своей работе я помогаю онлайн-школам выстраивать процессы и подбирать специалистов под конкретные задачи. Если вы ищете тех.специалиста или хотите собрать команду под запуск, заполните анкету-вакансию на подбор специалиста:
https://school.ksenkaproadmin.ru/forms
Made on
Tilda